Горожане часто задаются вопросом, почему такая высокая цена за техническое обслуживание газового хозяйства? Попробуем проанализировать причины
Олег ЦАРЕГРАДСКИЙ, фото 34regiongaz.ru
Обслуживание газового хозяйства многоквартирного дома состоит из 2 частей: обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) и обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО). Характерно, что оплата за ВДГО производится через управляющую компанию (УК), а за ВКГО - непосредственно специализированной газовой компании («СВГК»). Эти две работы выполняются одновременно силами «СВГК». Сложившийся порядок оплаты приводит к завышению стоимости платы за ВДГО через управляющую компанию на величину затрат на управление, т.е. на 18,3% или на 10 коп./кв.м (55х0,18). Таким образом, такое разделение платы приводит к нарушению гражданских прав оплачивать работу по минимальной цене (п.1.1 ст.161 Жилищного кодекса.). Вместо 55 копеек, жители вынуждены платить 65 копеек (55+10) с каждого метра. В договоре между УК и владельцами жилья стоимость работ по ВДГО рассчитана на весь дом за единственный в году осмотр в сумме 4317 руб. (0,55х653,7х12 - расчёт сделан для дома площадью 653,7 кв.м.).
Принятая в городе методика расчёта бремени расходов на содержание общего имущества, путём отнесения расходов на общую площадь жилого фонда, нарушает требование ст.10, 28 постановления правительства №491 от 13.08.2006 г. и требования п.1.1 ст.161 Жилищного кодекса (ЖК). При такой методике расчётов нарушаются права жителей. Газ подводится во все квартиры в кухни. Площади кухонь равны между собой. Следовательно, все расходы на содержание газа должны быть разделены равными частями между квартирами. Права владельцев жилья в этом случае не нарушаются. У нас же 3-комнатные квартиры (70 кв. м.) оплачивают 38 руб. за месяц (0,55х70), а 2-комнатные (42 кв. м) - 23 рубля (0,55х42). В итоге владельцы трёхкомнатных квартир частично оплачивают и за двухкомнатные, что вступает в противоречие с ЖК.
Какой выход в этом случае есть? Администрация должна издать решение о перезаключении прямого договора с ООО «СВГК» по содержанию всего газового оборудования. Достигнем экономии в среднем на 10 коп./кв. м. Пересчёт платы на 1 квартиру восстановит установленные ЖК и законом «О защите прав потребителей» права граждан на оплату фактических затрат.
В соответствии со ст.14 постановления правительства №491 от 13.08.2006 г., собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Управляющая компания нарушила эти права и обязала нас нести бремя расходов исходя из пожеланий газовой компании. В перечне работ отсутствует подпись уполномоченного МКД. Получить перечень работ нам удалось только благодаря вмешательству администрации города. Сам перечень весьма интересный.
Например, в нём прописано: проверить соответствие прокладки газопроводов по фасаду здания и в подъезде жилого дома нормативным требованиям; проверить соответствие установки газоиспользующего оборудования и прокладки газопроводов в помещении нормативным требованиям. Возникают вопросы: «Для чего повторно проверять и оплачивать работу, выполненную комиссией при приёмке дома? Почему компания не контролирует своевременное внесение поправок в проектную документацию?».
Также в перечне работ написано, что при необходимости следует разобрать, очистить и смазать газовые краны. В цену обслуживания ВДГО эта работа входит. После осмотров снизить стоимость на эти невыполненные работы невозможно. В договоре отсутствует цена приведённых работ, что нарушает требования закона «О защите прав потребителей». К примеру, в нашем доме краны, относящиеся к общедомовому имуществу, не разбирались и не смазывались уже 50 лет. Однако плату за эту работу собирают регулярно.
Итак, для обслуживания ВДГО дома требуется провести визуальный осмотр всего газового оборудования на отсутствие физических нарушений, одновременно проверить с помощью газоанализатора наличие утечек газа через все сварные и резьбовые соединения и при необходимости смазать краны. В нашем доме два газовых стояка с ответвлениями имеют длину 22 м. На них имеются 14 кранов, 56 сварных и резьбовых соединения. Плата за 1 осмотр в год составляет 4317 рублей.
ВКГО состоит из 96 м труб, 24 кранов, 72 резьбовых соединений, 11 газовых плит и водонагревателей и 7 газовых счётчиков. В доме 11 газифицированных квартир. Плата за 1 осмотр одной квартиры составляет 425 рублей в год (35,4х12 мес.), а по всему дому - 4675 руб. (425х11). На 1 осмотр всего газового хозяйства дома при общей длине труб 120 м тратится 8992 руб. (4317+4675), а в среднем на 1 квартиру - 817 рублей (8992/11). Наша семья из двух человек за год расходует 300 куб. м газа по счётчику и платит 828 рублей (300х2,76). Странно, что стоимость обслуживания и фактическая проверка работоспособности оборудования стоит примерно столько же, сколько и потребляемый газ.
Интересно сравнить объём и стоимость работ по содержанию газового хозяйства и центрального отопления. Содержание центрального отопления нашего дома состоит из осмотров 300 м труб, 74 батарей отопления, с кранами и резьбовыми соединениями. Стоимость двух осмотров нашего дома составит 1176 руб. в год (0,15х 653,7х12), а одного осмотра - 588 руб. Во всех трёх случаях осмотры состоят из визуальных осмотров и одновременно с осмотром газового оборудования идёт проверка герметичности соединений газоанализатором, время реакции которого - 2 секунды. При осмотре бытового газового оборудования время дополнительно тратится на проверку работы автоматики.
Длина труб центрального отопления в 3 раза больше, чем газовых труб. Стоимость 1 осмотра центрального отопления в 7 раз меньше, чем стоимость осмотра газового оборудования. Общее завышение - в 21 раз (7х3). Естественно, расчёт приблизительный, но его можно проверить. Есть ст.7.6 договора, действующие нормы времени на все работы, разряд исполнителей и фонд оплаты их работы. Стоит только сделать смету затрат, которую закон обязывает делать, и мы получим завышение минимум в 10-12 раз.
Прежде всего, бросается в глаза то, что в договоре на обслуживание ВКГО работы соответствуют только ОСТ 153-39.3.051.2003, который применим к промышленному оборудованию. Бытовые газовые приборы по закону должны обслуживаться в соответствии с заводскими паспортами. В договоре ссылок на обязанность «СВГК», исполнять работу на бытовом газовом оборудовании согласно паспортам, этого оборудования нет.
Вторая особенность договора - объединение работ по определению технического состояния газового оборудования и будущих ремонтных работ в единую цену. Такое соединение нарушает право граждан на оплату фактически выполненных работ и право производить ремонт бытового оборудования в сервисных центрах. Откуда взялись будущие ремонтные работы? Ведь каждый из нас, кроме работ по содержанию газового оборудования, платит и за содержание аварийной службы. Согласно закону, специализированная организация обязана дать информацию, за какие работы мы платим по аварийному содержанию. Ни газовая компания, ни органы местного самоуправления не хотят выдать такую информацию. Поэтому приходишь к мысли - им есть, что скрывать! Обратимся к действующему документу - «Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда» МДК 2-04.2004. По аналогии с аварийной службой коммунальщиков, в аварийное обслуживание входят работы по устранению утечек газа с помощью сварки путём смены прокладок или уплотнений резьбовых соединений, замене сгонов труб и повреждённых кранов. Кроме того, смена участков труб длиной до 2 м и выполнение сварочных работ при ремонте или замене трубопроводов. Таким образом, аварийное обслуживание производит все ремонтные работы на домовом газопроводе. Так почему же в стоимость работ по содержанию включаются ещё и ремонтные работы? Скажут, что на ремонт бытовой техники? Извините. Слесари-газовики не имеют достаточной квалификации для ремонта электроники. Ремонт шаровых газовых кранов и газового счётчика запрещён. Мы оплачиваем за проверку двух резьбовых соединений труб газового счётчика (затраты времени - 4 секунды) 72 рубля (6х12). Какую же зарплату получают слесари специализированной организации? Судя по этим цифрам - сотни тысяч рублей, а по факту: 7-8 тыс. руб. Откуда же такие расценки? Ремонтировать в газовой плите и водонагревателе, кроме электроники, просто нечего. Очевидно, что, пользуясь безграмотностью населения, газовики решили увеличить сборы.
Третья особенность договора - определение стоимости работ не по сметам (ст.33 закона «О защите прав потребителей»), а по прейскуранту цен компании. Прейскурант цен - это стоимость работ за единичный осмотр одного элемента оборудования. Например, одного резьбового соединения или одного крана и т. д. Стоимость складывается из проезда к месту осмотра (туда и обратно), подготовительно-заключительных работ (ПЗР), осмотров и будущих ремонтных работ. Согласно договору, все отдельные работы по элементам суммируют по прейскурантным ценам, и получается завышенная цена. А по смете затрат стоимость складывается только из одной поездки, одной ПЗР и самого осмотра всего газового оборудования. Исключаются дополнительные поездки, ПЗР и будущие ремонтные работы, и при этом цена снижается на порядок. Чтобы горожане не поняли этого приёма, в договоре исключили информацию о цене отдельных работ (нарушено требование закона «О защите прав потребителей») и односторонне прописали, опять же нарушая закон, стоимость будущих ремонтных работ и не предоставили данных о работах, включённых в тарифы компании.
Для примера рассмотрим стоимость обслуживания газовой плиты. Обслуживание 2-конфорочной плиты обходится в 44 рубля за год (3,7 руб./мес.х12), а 4-конфорочной с электророзжигом и автоматикой безопасности - в 94 рубля (7,8 руб./мес.х12). При этом визуальный осмотр и той, и другой плиты занимает одинаковое количество времени. Проверка герметичности отличается у плиты повышенной комфортности лишь на 4 секунды. Разборку и смазку кранов, согласно паспорту газовых плит, требуется выполнять только по мере необходимости (раз в 10-15 лет). Время проверки розжига на плитах повышенной комфортности равно времени проверки розжига обычной плиты. Следовательно, затраты времени одинаковы. Но увеличение стоимости работ на плитах повышенной комфортности можно объяснить только ростом затрат на ремонт электроники. Однако механический ремонт плит по паспорту не требуется. Ремонт электроники после получения акта осмотра плиты необходимо осуществлять в специализированных центрах заводов изготовителей. Таким образом, идёт прямое увеличение стоимости работ за счёт безграмотности населения. Вот причина, по которой «СВГК» не желает выдать смету затрат на обслуживание ВКГО.
Содержание газового хозяйства относится к общему имуществу и, по аналогии со ст.162 ЖК, договор должен заключаться на срок от одного до трёх лет. Однако, чтобы «закабалить» жителей, «СВГК» установила бессрочный договор.
Жилищный кодекс обязывает обеспечить безопасность использования газового хозяйства. Однако в договоре газовая компания полностью сняла с себя ответственность за качество осмотров, ремонтных работ и срыва сроков исполнения. Ст.5.1. газового договора формально говорит об ответственности. Однако закон требует чётко установить параметры ответственности - продление срока годности, конкретный срок гарантии при ремонтных работах, время (месяц) исполнения работ по осмотрам. Если их нет, то нет и ответственности. Что касается владельцев жилья, то «СВГК» установила завышенную, по сравнению с ЖК, ответственность и чётко назвала параметры. Если нет ответственности, то работу можно выполнять спустя рукава. Вот и ответ, почему в стране регулярно взрываются газовое оборудование.
Как же газовики так ловко обошли требование закона о соблюдении прав человека (ст.18 Конституции РФ)? Гражданский кодекс требует, чтобы в разделе «Предмет договора» имелся перечень законов, в соответствии с которыми построен договор. Газовики обошли это требование, поместив в ст.7.6. информацию о том, что все вопросы, не урегулированные данным договором, должны решаться в соответствии с действующими законами. Мало кто из горожан обратил внимание на этот пункт, из которого вытекает, что, согласно Конституции РФ, реализация ЖК и постановления правительства №549 от 27.07.2008 г. в виде договора на обслуживание газового оборудования не должна нарушать права человека. Что же нарушает договор?