Как оказалось, сроки сдачи спорткомплекса можно подсократить до одного-двух лет. Надо было только дождаться визита губернатора Николая Меркушкина и получить от него взбучку
Наталья ФЕДОНИНА, фото автора
В области сменился третий губернатор, в районе - третий глава, а спорткомплекс, обещанный сельчанам ещё в 2007 году, так и не открылся. «Обязательство» нынешнего главы района Алексея Попова достроить объект, предположительно, в 2016 году, мало сказать, удивило, но и рассмешило губернатора Николая Меркушкина:
- Меня очень удивили сроки строительства: 9 лет - это никуда не годится! К Олимпиаде в Сочи страна и то готовится меньше! Кроме того, вы ещё 4 года хотите строить уже почти готовое здание - это просто смешно!» - высказался глава региона в ходе своего визита в район 27 июня.
Впрочем, местными жителями долгострой этот воспринимается, скорее, как признак обретённой стабильности. Других-то просто нет. Ведь целое поколение кинель-черкассцев (дети, родившиеся в 2005 г., когда закладывался спорткомплекс, а в 2016-м уже закончат школу) стабильно «прокормили завтраками» касательно спорта. И какого! Напомним, по проекту в главном административном здании комплекса на два этажа предусмотрен большой спортивный зал с трибунами для зрителей на 450 мест, два бассейна - для детей и 20-метровый, на четыре дорожки, - для взрослых пловцов. Кроме того, стандартные условия должны быть созданы практически для всех видов тяжёлой и лёгкой атлетики (включая, если хотите, метание диска и копья), борьбы, тенниса, баскетбола, волейбола, футбола, хоккея.
Комплекс занял территорию в микрорайоне «Зелёнка» площадью почти 5 гектаров и опустошил казну почти на 300 миллионов рублей.
Допустим, планам бывшего главы района Константина Шутько открыть спортгородок в 2009 году не суждено было сбыться из-за мирового экономического кризиса. Хотя попытка побороть системный кризис у Шутько была - он нашёл несколько миллионов рублей в местном бюджете, чтобы поддерживать уже возведённые здания комплекса в рабочем состоянии.
Но что же мешает хотя бы поэтапному вводу объекта в эксплуатацию сейчас, в посткризисное время? Почему районной администрации становится выгодно затягивать сроки? Ведь, как оказалось, сроки-то эти можно подсократить до одного-двух лет. Надо было только дождаться визита губернатора и получить от него взбучку.
Некоторые здесь могут возразить, что, дескать, губернатор выразил лишь лёгкое неудовольствие, но никак не кричал и не топал ногами. Однако есть вещи куда страшнее губернаторского гнева. На них указал и сам областной начальник.
Кроме двойного удорожания работ при затягивании сроков строительства, Николай Меркушкин отметил завышение цены. Действительно, если первоначальная сметная стоимость спорткомплекса составила 300 млн рублей, то теперь она перевалила за полмиллиарда. При этом контрольно-ревизионные органы не досчитались, по меньшей мере, нескольких миллионов рублей, которые, как оказалось, ушли кому-то в карман за фактически невыполненные работы, за списание стандартного песка вместо бракованного, за дорогостоящее (а на сегодня просто непригодное) газонное покрытие и так далее.
Но важнее всё же другое: механизмов, которые бы пресекали воровство на госзаказах с привлечением «прикормленных» подрядчиков, практически нет. Кроме, пожалуй, рекомендаций Владимира Путина, что «любителей так называемых «откатов» и «распилов», надо бить не просто по рукам, по морде надо бить, да так, чтобы желания не было разевать рот на народные деньги».
А кого бить по морде, если подрядчик выходит из игры под видом банкротства?
Так, подрядчик реконструкции Тимашевского образовательного центра умудрился обанкротиться, получив из бюджета всех уровней 150 млн рублей. Мало это или много? Губернатор счёл излишним, поскольку были превышены действующие нормативы. Добавим, что за предкризисный год, по меньшей мере, подрядчик получил 3,5 миллиона рублей за то, что намеченные на эту сумму денег работы просто не выполнил вовсе.
Как будут делить ещё 21 млн руб., которые предстоит освоить в текущем году, можно догадаться. Вряд ли новый подрядчик откажется, например, от стопроцентной предоплаты стоимости работ, не обременяя себя гарантиями по обязательствам. А ведь такую практику райадминистрация уже применяла, на что в своё время указала Счётная палата Самарской области.