
В начале XX-го века жалование начальника дороги составляло 7600 р. в год, а ревизоров 1200. При начислении зарплаты существовала система штрафов, размеры которых доходили до 25% от жалования
Подготовила краевед с.Кротовка Л.Н.Краснова
Если привести размеры выплат рабочим в те годы, то станет понятно, почему крестьяне близлежащих имений почитали за счастье попасть рабочим на железную дорогу. Жалование начальника дороги, к примеру, составляло 7600 р. в год, а ревизоров 1200. Меньше всего получали переездный и линейные сторожа - по 120 р/год. Существовала система штрафов, которые доходили до 25 % от жалования. Для сравнения плата рабочим в имении Булыгина и других помещиков составляла 55 р/год - мужчинам и 30 р. - женщинам. Потому недостатка в рабочих на станции Кротовка не было. Но труд железнодорожных рабочих был очень тяжёлым: паровозные бригады работали по 18 часов с перерывом на отдых в 12 часов, составители, сцепщики и стрелочники - по 24 часа через сутки. Путевые рабочие летом работали по 12 часов, зимой-11, а переездные сторожа и обходчики - по 15-16 часов в сутки. В 1897 году впервые провели паспортизацию жителей образовавшихся железнодорожных посёлков. Руководство дороги проявляло посильную заботу о своих рабочих. Например, для удовлетворения спроса всех железнодорожных служащих в продуктах питания министром приказывалось организовывать огородничество, птицеводство и животноводство, на казённых дорогах - огородные хозяйства на средства дороги. На обработку земельных наделов и закупку семян выделялись кредиты или ссуда, которые погашались вычетами из заработной платы или выручкой от продажи выращенной продукции.