Николай Меркушкин об экономии
Во время первой масштабной пресс-конференции для представителей СМИ Самарской области Николай Меркушкин прокомментировал новость о переходе нашей области из разряда регионов-доноров в число регионов-реципиентов
Ольга КОЧУБЕЙ, фото Владимир Федоренко (РИА Новости)
- Трагедии в этом нет. Каждый год 1-2 региона в стране меняют статус с донора на реципиента и наоборот. Если 5-10 лет назад бюджетные расходы на душу населения в Самарской области на 27% превышали средние по стране, то сейчас мы приблизились к среднероссийским показателям. И возможности у нас стали среднероссийские. Это не очень хорошо.
Очень много фундаментального в Самарской области не сделано - хороших дорог, благоустройства. Вот и с реставрацией исторических памятников проблема, и коммунальное хозяйство в области по российским критериям запущено, и по состоянию спортивной инфраструктуры мы на 83-м месте в РФ. То есть этого запаса в области не оказалось. На все это потребуются очень большие деньги, и мы будем их направлять. Если мы будем активно развиваться - вновь станем донорами.
Губернатор отметил, что в любом случае расходы на социальную сферу сокращаться не будут.
- Федералы могут определить нормативы - сколько мы можем тратить на власть, - уточнил Николай Меркушкин. - Иметь в губернской Думе людей, достойных списка Форбса, - наверное, в сегодняшних условиях несправедливо и неправильно. Ополовинив, как нам рекомендуют федеральные нормативы, расходы на управленцев, у нас минимум 3-4 млрд рублей в год должно появиться высвобожденных средств, а это очень немало. Можно построить, например, за счёт собственных средств мост через Волгу. Но это непросто: прошли выборы, созданы аппараты управления, резать по живому нельзя. Все будет делаться не сразу и не вдруг, а постепенно. Сэкономленные средства направим на дороги, детские садики и т.п. Часть депутатов уже начали уходить с зарплат освобождённых работников, отказываться от персональных машин, секретарей... Будет постепенно сокращаться аппарат, то же самое по структуре и численности органов исполнительной власти.
В Самарской области очень сильно все заорганизованно: для того чтобы подготовить любой документ, надо получить 15-20 виз, и это не размазывание ответственности, а создание видимости работы. Люди ходят по кабинетам, подписывают документы, но на самом деле ничего полезного не делают. Хотя основные контролирующие функции не парламент осуществляет. Счетная палата здесь под 90 человек насчитывает, а в Мордовии всего шесть. Там службы финмониторинга вообще нет... При этом строительство объектов в 1,5-2,5 раза дешевле. Мы будем максимально все упрощать. В том числе взаимодействие органов исполнительной власти с законодательной. Необходимо спрямить и ускорить все эти сложные процедуры, - подытожил Николай Меркушкин.
По поводу контроля за расходованием бюджетных средств губернатор сказал:
- Теперь такого не будет, чтобы запросили на строительство в полтора-два раза больше денег, чем требуется, и мы эту сумму дали. Специалисты финансового мониторинга в правительстве сейчас получили задание и проезжают по всем объектам. Кто без надлежащих оснований запросил дополнительные деньги на строительные объекты - уже получил отказ. Все должны уяснить, что цель - построить нужный людям и области объект, а не заработать на нем. А я уже сплошь и рядом вижу, что кое-кто ставит задачу «погреться» на бюджетных деньгах, нажиться, а там хоть трава не расти. Вот в Кинель-Черкасском районе строительная компания работала на школьном объекте. Получила 150 миллионов рублей, сделала все крайне примитивно - и пропала. Мы будем делать все, чтобы таких фактов не было. Так же начинаем поступать и с дорогами. И по землям сельхозназначения, по их продаже решения будут приниматься через правительство и только с визой губернатора. А то мы, изучая вопрос, сплошь и рядом сталкивались с фактами, когда шла бесконтрольная продажа и перепродажа земель сельхозназначения.
Николай Меркушкин привёл и такой факт:
- Обсуждается строительство поликлиники в Большой Черниговке. Мне показали смету на 180 миллионов рублей. Я отметил, что многовато. А через две недели мне присылают проектно-сметную документацию, где уже значатся 200 миллионов. Мы направим эту смету на экспертизу. А глава района между тем признался, что его дважды вынуждали завышать цену. Я предупреждаю: кто бы ни вынуждал, а отвечать в таких случаях придётся главе района. Если после экспертизы выяснится, что поликлиника стоит 130 миллионов, а запросили 200 и уже заранее определили, какой подрядчик победит на торгах, то так дело не пойдёт.
«Молва» об экономии
Нет сомнений, всё, что сказал губернатор об экономии бюджетных средств и о численности аппарата, - правильно и давно назрело. Более того, это совсем не новость. Полтора года назад «Молва» писала:
«По данным Росстата, сотрудники органов исполнительной власти в 2010 году ежемесячно зарабатывали по 37,56 тысяч рублей, муниципальных - 23,65 тысяч рублей. По величине зарплат чиновников Самарская область лидирует не только в Приволжском федеральном округе (ПФО), но и в России. Для сравнения, зарплата члена правительства Оренбургской области - 35113, Нижегородской - 32964 рубля. А получка чиновников республиканского уровня в Татарстане скромнее почти на треть (25266 рублей). Средняя месячная зарплата служащих этой категории в ПФО - 26948, в РФ - 37440 рублей.
Сотрудники «органов местного самоуправления» в Самарской области также «самые богатые»: по данным Росстата, в 2010 году они получали в среднем 23657 рублей. Нижегородские коллеги чуть поменьше - 23500 рублей. В остальных регионах ПФО планка в 20 тысяч рублей преодолена не была: Ульяновская область - 15647 рублей, Саратовская - 18347 рублей, Татарстан - 19922, Оренбургская область - 18144. В среднем по ПФО чиновники муниципалитетов зарабатывали в месяц 18 тыс. 887 рублей, в целом по РФ - 24 тыс. 486 рублей». («В губернии самые высокие зарплаты чиновников», «М», №12, март 2011 г.).
Это были усреднённые цифры по итогам 2010 года, сейчас зарплаты чиновников только выросли, например, затраты на содержание отрадненской горадминистрации и Думы в 2011 году составили примерно пятую часть всех расходов, заложенных в бюджете («Сколько стоит местная власть», «М», №51 декабрь 2010 г.). Что касается численности аппарата, то схемы сокращения муниципальных служащих уже известны: после выборов в 2010 году в Отрадном часть специалистов горадминистрации просто перевели в Думу и сделали единый аппарат. Можно ещё сократить пустующие ставки или отправить на пенсию тех, кто продолжает работать после достижения пенсионного возраста.
А что уж говорить об экономии средств, если только в отрадненский артезианский водозабор их «закопали» за 15 лет несколько десятков миллионов рублей, а воды всё нет, как нет...