molva-arh
Восточный регион Самарской области: Богатое, Борское, Кинель, Кинель-Черкассы, Отрадный, Похвистнево

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
АРХИВ НОМЕРОВ
2012 год
№42 (696)

Смутное время

Схема укрепрайона РККА при обороне Александровского моста от наступавших войск А
Населённый пункт: 
Самарская область

В 1905-м году по губернии, как и по всей России прокатилась волна беспорядков. Началось с революционных «экспроприаций», когда в идеологических целях политические экстремисты совершали обычные уголовные преступления. Крестьяне в провинции, пользуясь моментом, громили помещичьи усадьбы, убивали их обитателей, вырубали частные леса, захватывали покосы и выгоны
Подготовила краевед с. Кротовка Л.Н. КРАСНОВА

В 1906 году для устранения повреждений пути, восстановления движения и ареста диверсантов начальник Самаро-Златоустовской железной дороги издал приказ «О боевых поездах». Было сформировано два боевых поезда по 8 вагонов в каждом. Команда такого поезда состояла из 1-й роты с 2-3-я пулемётами, 1-го взвода кавалерии, бригады железнодорожных рабочих для исправления повреждений пути и нескольких жандармов. Поездом командовал генерал или штаб-офицер, снабжённый особыми полномочиями. Эти два особых поезда обеспечили безопасность движения на всей протяжённости Самаро-Златоустовской железной дороги.

После восстановления порядка в стране продолжилось железнодорожное строительство. В 1908 году был проложен второй путь от Самары до Кинеля. Однако на этом развитие дороги прервалось на долгие годы.

В 1914-м году Россия вступила в империалистическую войну. Железная дорога использовалась для военных перевозок. Во время гражданской войны белочехи, отступая, разбирали пути и стрелочные переводы, снимали крестовины, грузили всё на платформы и увозили с собой. Наступила разруха. С каждым годом интервенции и гражданской войны увеличивалось число неисправных паровозов, разгромленных вагонов, разрушенных путей, мостов, устройств водоснабжения и связи. К концу сентября 1918 года перед лицом наступления большевистских войск чехословаки и белогвардейцы стали отходить из Среднего Поволжья на восток. Части Красной армии подошли к Сызрани 28 сентября, и несмотря на ожесточённое сопротивление Белой гвардии, сумели быстро подавить главные узлы обороны. Чехословацкое командование понимало: если красные смогут взять Александровский мост через Волгу, то удержать Самару уже будет практически невозможно. Поэтому мост заранее был подготовлен к взрыву. После того, как в ночь на 4 октября на левый берег переправился последний солдат, минёры подорвали два пролёта моста. Железнодорожное сообщение между Сызранью и Самарой оказалось прервано на длительное время.

В 1919-м году, когда колчаковцы отступали, белочехи взорвали мосты через реки Белая и Уфа, сожгли железнодорожные мосты через реки Кинель, Кутулук и Куртамак.

Многие в это время ушли на фронт и восстанавливать путь было некому, но кротовские путейцы из оставшегося металлолома собрали однопутную железнодорожную ветку, по которой тут же пустили поезда.

10 апреля 1920 г. дорогу перевели на военное положение, огромную власть приобрели политотделы, взявшие под свой контроль материально-техническую часть, кадровые передвижения, быт и культурно-просветительскую деятельность. Все железнодорожники были переведены на казарменное положение. Отлучка на 3 дня считалась дезертирством. Долгое время расписание было очень точным, и по поездам сверяли часы. Оплата труда была как в армии.


Мост над Волгой
30 августа 1880 года на Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороге в районе села Батраки Самарской губернии министр путей сообщения России, генерал-адъютант Посьет открыл Александровский железнодорожный мост через р. Волга.
  • Длина его составляла 13 пролётов (около 2-х км.), он был самым длинным в Европе и шестым по длине в мире.
  • Конструкции моста изготовило Товарищество механического завода, бывшего «Бенке и К в Самаре» (позже - Станкозавод, сейчас на этой территории находится ночной клуб «Аура»).
  • Авторы проекта - инженеры Н.А. Белелюбский, В.И. Березин.
[Материал опубликован полностью]

Учредитель и издатель: НП "РИА "Факт"
Адрес редакции и издателя:
446300, Самарская область,
г.Отрадный, ул. Ленина, 4
Е-mail:
molvatoday@yandex.ru
Телефон:
8(84661) 5-08-36,
Факс: 8(84661) 3-35-09
Редактор: Ольга Кочубей
Дизайн: Александр Петров
При цитировании обязательна активная ссылка на "Молву"
Copyright © МолвА