
В былые времена в училище №74 была отличная материальная база для получения профессиональных навыков. Сейчас здесь возможностей для этого мало. Но очень много проблем. Тем не менее, директор учебного заведения Александр Чугунов выражает уверенность, что проблемы удастся разрешить, причём в ближайшее время
Ольга ЧЕВОЛДАЕВА, фото автора
Учатся до 12-ти
Любой посторонний человек, который зайдёт в училище после полудня, удивится тишине: почему нет студентов? Как выяснилось, в настоящее время для учебного учреждения это проблема номер один: 70% учащихся (95 из 180) живёт в сёлах района и добираться им домой, кроме как на рейсовых автобусах, не на чем. А последний из Богатого уходит в 12 часов. «Нашим воспитанникам хоть и по 15-16 лет, - объясняет директор Александр Чугунов, - но они ещё дети. Нам просто страшно отпускать их на дорогу. В тёплое время года они учатся, сколько положено. При плюсовой температуре можно и подождать попутного транспорта. А с наступлением холодов мы вынуждены их отпускать до 12, чтобы ребята уезжали домой с рейсовыми автобусами, а не мёрзли, голосуя на шоссе».
Казалось бы, чего проще, студенты училища - такие же старшеклассники, почему бы им не добираться в районный центр и обратно по родным сёлам со школьными автобусами. Здравый смысл подсказывает, что этот вопрос можно было бы решить на уровне окружного управления образованием. В конце-концов - в областном министерстве. Увы, инструкции в России порой далеки от здравого смысла. На школьных автобусах категорически запрещается подвозить посторонних, даже если эти посторонние - односельчане и вчерашние одноклассники. За здравый смысл и доброту водитель автобуса будет уволен с работы, влетит по первое число и директору школы. Вот и пытается договориться директор училища с муниципальным автотранспортным предприятием, чтобы изменили расписание рейсовых автобусов, перенесли последний рейс на более позднее время. Хотя у МУПа своих проблем хватает. «В наших переговорах с руководителем муниципального транспортного предприятия нас поддерживает руководство района. Хотя автобусные рейсы - это коммерческая программа, и расписание составлено с ориентиром на жителей сёл, во сколько они возвращаются с рынка, больницы и т.д., а не на наших учащихся. Короче, ведём переговоры. Думаю, что найдём общий язык», - рассказывает Александр Викторович без всякой уверенности, что его воспитанники будут учиться столько, сколько положено, а не по 3-4 часа в день, как сейчас.
Надо отдать должное администрации училища: педагоги пытаются решать проблемы своих учеников. Например, все желающие получили студенческие сезонки. Поскольку учатся здесь ребята из малообеспеченных семей. Кроме того, из 180 студентов около 40 - сироты. И тратить по 50-60 рублей каждый день на проезд для них дорого.
Без книг
Следующее, на что обратит внимание любой посторонний, - скромность внутренней обстановки и оформления учебного заведения. В наше время технических возможностей и обилия любых товаров в училище №74 наглядных пособий минимум, да и те старые и выполнены кустарным способом. Мало того, в учебном заведении, которое обучает мастеров по техническому обслуживанию и ремонту машин и тракторного парка, этот самый парк тоже оставляет желать лучшего. Педагоги вспоминают, что в лучшие времена училище располагало пятью комбайнами, тракторами нескольких марок, легковыми и грузовыми машинами. От былого остались два комбайна, причём на ходу только один. Правда, администрации училища удалось обновить два трактора, но и те - не самых последних моделей. Современную технику ребята если и видели, то не в училище. Про неё педагоги им только теоретические обзорные лекции читают.
Анатолий Голубкин, преподаватель спецдисциплин, связанных с устройством, ремонтом и вождением сельскохозяйственной техники рассказывает: «Вождению нам ещё есть на чём обучать ребят. А вот рабочие места для мастеров, которым предстоит заниматься ремонтом, - с этим совсем беда. На тракторах мы показываем, но надо же иметь отдельно для детального изучения пусковой двигатель, коробку передач, задний мост МТЗ и Т-150. Этого требует программа». Голубкин настоял, чтобы в расписание предмет «Устройство сельхозмашин» поставили именно в сентябре-октябре. Тогда ребята ещё могут подойти хотя бы к той технике, которая в училище есть. «А уж зимой будем изучать остальное по плакатам. Хотя и с ними проблема», - делится Анатолий Петрович. По его мнению, положение дел в училище - это показатель состояния в российском сельском хозяйстве. Отчасти он прав. Чего стоит, например, зарплата педагогов профобразования. Если в общеобразовательных школах она повышалась на протяжении последних лет, то тот же Голубкин ещё в прошлом году при полной часовой нагрузке, имея 26 лет трудового стажа, получал всего 6 тысяч рублей. Первый и единственный раз педагогам профессиональных образовательных учреждений повысили зарплату в сентябре этого года.
Чего уж говорить про учебную литературу. Новые книги училище получает только по общеобразовательным предметам. Литература по спецпредметам - это сплошной казус. Например, в альбоме «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин» 2004 года выпуска мы нашли модели сельхозтехники, которые сняли с производства ещё в 80-е годы при Советском Союзе.
116 лет назад
1-й учебный корпус училища - это не что иное, как склады, построенные в конце XIX века местным купцом. Здесь, в пойме Самарки, работала ещё и мельница. Сейчас это здание стоит без окон и дверей, хоть и является памятником истории. При ремонте находили старинные кирпичи, на которых специальным клеймом была сделана дата: 1896 год.
За время Советской власти в разное время здесь располагались вечерняя школа, общежитие. С 1978 года - профессиональное училище. Были сделаны пристрои, построена мастерская. У этого учебного заведения, как у любого коллектива, были взлёты и падения. До сих пор в училище с большой благодарностью вспоминают начальника областного управления профтехобразования Суркова, который в войну работал на Богатовском маслоэкстрационном заводе. Благодаря ему в 80-е годы училище получило пять комбайнов, несколько новых тракторов, грузовики. И директор, и преподаватели были воодушевлены, открыли учебное хозяйство, обрабатывали 600 га земли. Сейчас в Андреевке, где находится учебный полигон, училищу по силам обрабатывать только 100 гектар.
Дважды в разные периоды это учреждение было филиалом Борского профессионального лицея. «Много техники у нас забрали в Борское. В то время училище пришло в полный упадок, финансирования не было, гвоздя нельзя было купить, только зарплату педагогам платили, да и за той надо было ехать в Борское», - вспоминает те времена директор Чугунов. С 2002 года учебное заведение является самостоятельной организацией. За 10 лет самостоятельности сумели обновить кабинеты, мебель, оборудовали мультимедийный класс для изучения правил дорожного движения.
И проблемы решаются
Сказать, что в Богатовском профучилище всё из рук вон плохо - значит, погрешить против истины. И коллектив педагогов, и ученики заслуживают доброго слова. Например, из 40 выпускников в этом году 10 (почти треть) поступили в вуз, это отличный показатель.
Училищу есть кем гордиться. Мастер Татьяна Чешко и её ученицы 3 курса Анна Школдина и Даша Охотникова на областном конкурсе профмастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения по профессии продавец-контролёр-кассир. заняли 2 место среди 10 конкурсантов. А сама Татьяна Николаевна -1 место среди семи участников. Конечно, для обучения контролёров-кассиров-продавцов не надо такой большой материальной базы, как для механизаторов. Образцы продовольственных и непродовольственных товаров стоят недорого. Но ведь люди равнодушные при любом обеспечении достижениями не блещут.
Но самое главное для Богатовского училища - это поддержка местных властей. Именно с помощью районной администрации учебное учреждение сумело решить одну из своих больных проблем. Как было уже сказано, училище находится в пойме Самарки, то есть в низине. Горячая вода из центральной котельной сюда доходит, а вверх, согласно законам физики, уже не поднимается. Циркуляция нарушается, и, ко всем своим бедам, преподаватели и студенты мёрзли зимой. Пытались устанавливать насос, чтобы гнать воду вверх, - всё бесполезно. Тогда глава района Юрий Григоревский обещал, что к этому учебному году для училища поставят индивидуальную мини-котельную. И слово сдержал. Котельная построена, по словам директора, остались пусконаладочные работы. «Все документы оформлены. Я был на совещании у главы района, где присутствовал представитель «ТЭКСО» (тепло-энергетическая компания Самарской области - авт), меня заверили, что в течение недели котельная заработает. Наша система отопления к зиме готова», - рассказывает по этому поводу Александр Викторович.
Сам Чугунов работал в училище с 2000 года заместителем по учебно-производственной части. Уходил на государственную службу. А в этом году 29 октября его назначили директором, потому что предшественник - Виктор Михайлович Соколов - умер. Новый руководитель устремлён в будущее, он увлечённо рассказывает о перспективах.
Приходите через год и вы не узнаете наше училище
Директор профучилища №74 Александр ЧУГУНОВ
Всем педагогам дано задание составить заявки для оформления кабинетов. Выполнить эти заявки реально. Суммы нам, конечно, из министерства образования выделяют небольшие, но у нас есть внебюджетный фонд, который пополняется за счёт нашей автошколы и договора с Центром занятости, мы ведём переподготовку тех, кто ищет работу. У нашей автошколы высокий рейтинг, мы занимаем ведущие места в области среди автошкол. Когда я оформлялся на работу, разговаривал с исполняющим обязанности министра образования области. Он ответил, что в этом году не может обещать, но на следующий год, вполне вероятно, комбайн у нас будет. Трактора у нас есть, сельхозинвентарь, конечно, старенький. В районе интенсивно развивается животноводство. Мы сейчас вводим новую профессию - мастер сельхозпроизводства, которая предполагает обучение 3,5 года. Так что, развитие у нас всё впереди. Надеемся на лучшее. Кабинеты оборудуем, приходите к нам через год. И вы не узнаете наше училище.

- Я считаю, что положение дел в сельском хозяйстве и в нашем училище не только от финансирования зависит. Хотя в первую очередь от него. Нет политической воли, я считаю. А вообще, наши власти ещё не поняли, что лет через пять в селе некому будет работать. Сейчас уже самые высокопоставленные лица в федеральном правительстве говорят, что выгоднее и проще привлекать к работе в сельском хозяйстве гастарбайтеров. А они с нашей техникой не знакомы. Хорошо ешё, что разрешили обменивать права на вождение сельхозтехники, выданные в Средней Азии на российские. А то ведь было время, когда лица из Средней Азии не имели права на вождение российской сельхозтехники.
история
В селе Павловка (прежнее название Богатого) на правом берегу реки Самара действовала мельница купца 1-й гильдии, почётного гражданина Самары Лаврентия Семёновича Аржанова. В 1904 году купец 1-й гильдии Павел Иванович Шихобалов, женившись на его дочери Вере Лаврентьевне Аржановой, купил у тестя этот мельничный комплекс. Хозяйство представляло собой деревянное мельничное сооружение на плотине, зерносклад и контору. В 1926 году на этой территории стала функционировать Павловская семилетняя школа. В 1968 году тут был инкубатор, а по соседству находилась вечерняя школа. Позже добавились съёмные квартиры и интернат для детей и подростков. 16 июня 1978 года на базе инкубатора учреждён филиал Борского СПТУ. С 1 сентября 1978 года на территории этого комплекса создано ПУ № 74.
М-да..Если это корреспондент
М-да..Если это корреспондент называет тернями,то что-бы она сказала,приехав в это же СПТУ-74 лет 6-7 назад.У училища и забора -то нормального не было,он валялся на земле,заросший колючками, а вся территория представляла собой свалку из груды мусора и металла. В здании стояли старые парты,столы с тех самых 70-х годов,которые упомянуты в тексте, а о ремонте только мечтали.И очень жаль,уважаемый корреспондент,ч то о бывшем руководителе,ко торый все это поставил на должный уровень,вы уделили всего половину строчки,забывая ,что главная ценность в нашей жизни -это люди добрые душой,сердцем..!