В среду, 7 ноября, в день трёхлетия пушкинского клуба, продолжающего материализовать «чистое явление гения» в стенах центральной районной библиотеки, обсуждалась тема: «Пушкин в произведениях поэтов серебряного века»
Наталья ФЕДОНИНА, фото автора
Оставив Ахматову на «потом», участники клуба, собравшиеся под шумок дождя, на этот раз дивились своевольному творчеству Марины Цветаевой, буквально пестрящему не просто ссылками на Пушкина, а «диалогами- встречами» с ним. Ещё в детстве силой своего воображения Цветаева создала себе живого поэта Пушкина, да так и не отпускала его ни на шаг от своей души в течение всей жизни.
Цветаева легко проникала в суть импульсивной натуры Пушкина, но страдала от неизъяснимой тяги гения к Наталье Гончаровой - «просто - красавице, без корректива ума, души, сердца, дара». Тем не менее, «тайне белой жены» Цветаева посвящает целое исследование, из которого выступающие отметили предположение, что Наталья Николаевна вышла замуж за Пушкина, который виделся ей отнюдь не очами любящих, но очами судящих (государя, полиции...). Впрочем, жена гения (а не та, Ланская, которая спустя семь лет после гибели поэта выйдет замуж за другого) до сих пор вызывает настолько разные и противоречивые оценки, что не обходятся без них и участники пушкинского клуба. К слову, сама красавица, якобы, писала, что раскрывать свои чувства ей «…кажется профанацией», что только Бог и немногие избранные имеют ключ от её сердца.
В связи с этим вспомнили, как Пушкин в письме к Наталье говорит «о свидетельстве спокойного равнодушия её сердца», но своей готовности «умереть ради неё», вопреки тому, что на вопросы: «Не явится ли у неё сожаление? Не будет ли она смотреть на меня как на препятствие, как на человека, обманом её захватившего? Почувствует ли она отвращение ко мне?», у него пока нет ответов.
Боль за поэта, месть за поэта (к которой сама Цветаева причислила цикл стихов «К Пушкину») - звучат до мурашек в творчестве гениальной Цветаевой. Но разве можно было любить за Пушкина или как Пушкин, даже мужской стороной своего мышления, даже будучи гениальным поэтом? А любить «пустышку» Н.Гончарову рядом с гением? Вряд ли это возможно.
Впрочем, члены клубы в очередной раз были примирены, когда, к примеру, член пушкинского клуба Вера Колыванова (не склонная идеализировать жену гения) отметила зарытые таланты также и в роду Гончаровых (правнучке брата Натальи Николаевны посвящён очерк Цветаевой «Две Натальи»). А сама М.Цветаева считала всё-таки, как говорят исследователи её таланта, что гибель Пушкина была предначертана ему с колыбели, а потому Наталья была не причиной, а лишь поводом. Наверное, не стоит пытаться понимать Цветаеву как женщину или даже как мужчину. Она - просто поэт, просто гений.