
Годовые бюджетные расходы на содержание главы района превысили 2 миллиона рублей
Наталья АЛЕКСЕЕВА
Как расходовали 2,003 млн рублей
Районные депутаты приняли изменения в бюджет, в котором напротив строчки «функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» появилась вдруг невиданная доселе сумма - 2,003 млн рубля - равная, к примеру, месячному содержанию всех воспитателей детских садов района или более 14-и тысячам вызовов «Скорой помощи», если учесть, что цена одного такого вызова и, может быть, человеческой жизни, составляет около 136 рублей. Напомним, что бывший глава района К.Шутько «довольствовался» на своё содержание суммой около 1 млн 700 рублей.
Оказалось, что в бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов была предусмотрена меньшая сумма - 1 млн 236 тыс. руб., как пояснил председатель районного Собрания представителей Сергей Радько, добавив, что начисления на заработную плату составили всего-то 286 тыс. рублей. При увольнении К.Шутько ему, как отметил Радько, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за последние два года, «значительно превышающая месячное денежное содержание».
В связи с этим общая сумма бюджетных расходов на содержание первого лица района достигла к настоящему времени 2,003 млн рублей. Из них 465 тыс. рублей составила, по сведениям того же Радько, заработная плата. Со своей стороны уточняем, что эти «крохи» (465 тыс. руб.) составляют не заработную плату в устоявшемся понимании этого выражения, а гарантированный оклад, на который «накручиваются» разнообразные надбавки, поощрения, премии, дважды, а то и трижды превышающие в итоге сам оклад.
Судите сами. Должностной оклад главы района Алексея Попова составляет, по словам С.Радько, 32752 рубля, а зарплата - 87992 рубля, с учётом всех надбавок и выплат, установленных Положением о денежном содержании муниципальных чиновников, принятом народными избранниками 16 мая 2012 года. Помножив месячное довольствие главы района (87 992 руб.) на 12 месяцев года, получится чуть более миллиона рублей, куда вошло также последнее шестипроцентное повышение зарплаты бюджетникам. В связи с этим возникает вопрос: неужто недостающая до двух миллионов сумма (а это ни много ни мало более семисот тысяч рублей) - это и есть сумма, «значительно превышающая месячное денежное содержание» и выплаченная К.Шутько в связи с его увольнением? Ответа на этот вопрос в комментариях С.Радько мы не получили.
Остаётся полагать, что, если глава района не уходит в отпуск, - значит, это ему выгодно, особенно накануне увольнения. Ведь среднее за 13 месяцев «выходное пособие», с учётом компенсаций и всех надбавок, получается больше, чем «только» за 12 месяцев (в случае ухода в отпуск). При этом, конечно, не учитывается здоровье первого лица района, которым приходится жертвовать, находясь на ответственном посту. И налогоплательщиков, которые волей? неволей содержат, условно говоря, не одну штатную единицу главы района, а две. Ведь, назначив миллион вновь избранному, сотни тысяч рублей положено выплатить для уволившегося главы района.
Нарушил закон - получи зарплату
Наряду с разными поощрениями за труд, чиновнику полагается премия за «неукоснительное соблюдение требований законодательства...». «А разве может быть как-то иначе?» - спросит наивный читатель. Оказывается, может. Одних только неисполненных муниципалитетом судебных решений накопилось около десятка. Тем не менее, заложенные в фонд оплаты труда всяческие надбавки, доплаты, премии, в случае их экономии, всё равно направляются чиновниками, согласно Положению, на поощрение самих себя.
Кстати, штрафные санкции, которые накладывают правоохранительные органы, к примеру, на госслужащих, за несоблюдение законодательства, а бывает что и за грубое его нарушение, тоже заложены в бюджет*. Проще говоря, госчиновник «гарантированно» может нарушать законодательство, причём за счёт того же налогоплательщика, правами которого он пренебрёг. Весьма оригинально поощряются муниципалы за «особые условия муниципальной службы». По поводу того, что высшим чинам производят до 70% ежемесячной надбавки к зарплате, остальным - максимум до 50-и, невольно напрашивается вывод: условия труда у высокопоставленных служащих гораздо тягостнее, чем у их подчинённых. Возможно, из-за «взяткоёмкости» должности. Примечательно, что бюджетная обеспеченность в Кинель? Черкасском районе в расчёте на душу населения, приблизившись к 1500 рублям, полностью съедается расходами казны на содержание работников органов местного самоуправления в расчёте на ту же душу населения. Проще говоря, если бы каждому жителю района раздали, условно говоря, по 1,5 тысячи рублей из казны, то всё равно их забрали бы на содержание аппарата местных чиновников.
Председатель районного Собрания представителей Сергей Радько:
- При увольнении бывшего главы Кинель-Черкасского района (Константина Шутько - авт.) была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за последние два года, значительно превышающая месячное денежное содержание. В связи с этим внесено изменение Решения Собрания представителей об увеличении указанных ассигнований до 2003,0 тыс. рублей, из которых 465 тыс. рублей составляют начисления на заработную плату. Должностной оклад главы района установлен в размере 32752 рубля, а с учётом надбавок и выплат, установленных положением «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кинель-Черкасского района», месячное денежное содержание составляет 87992 рубля.
Из Положения «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кинель-Черкасского района», принятого районным Собранием представителей 16 мая 2012 года:
2.3. При формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих за счёт средств бюджета района предусматриваются следующие финансовые средства (в расчёте на год):
1) на выплату должностных окладов - 12 должностных окладов;
2) на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин - 3 должностных оклада;
3) на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе - 5 должностных окладов;
4) на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий - 2 должностных оклада;
5) на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации, - 6 должностных окладов;
6) на выплату ежемесячного денежного поощрения - 3 должностных оклада;
7) на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы - 6 должностных окладов;
8) на единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 2 оклада денежного содержания;
9) на выплату материальной помощи - 3 должностных оклада.
*согласно проекту Закона «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», на исполнение судебных актов по иску к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов госвласти либо должностных лиц этих органов будут направлены 300 млн рублей.
юридический комментарий
О выплате выходного пособия
Дмитрий Ватаман, руководитель дополнительного офиса Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Положения действующего трудового законодательства о выплате выходного пособия не разделяют работников по статусу занимаемой должности и распространяются в том числе и на главу администрации. В данном случае имеет значение, присутствуют ли установленные законодательством, трудовым договором или коллективным договором, основания для выплаты выходного пособия. При расторжении трудового договора, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:
- отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы;
- призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую её альтернативную гражданскую службу;
- восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
- отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;
- признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определённых сторонами условий трудового договора.
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.