При строительстве железной дороги было почти полное отсутствие медицинского контроля за качеством питьевой воды, организацией питания, отвратительный быт и возможности контроля против заноса заразных заболеваний, что вызывало высокий уровень эпидемической заболеваемости, травматизма, кожных и венерических заболеваний
Подготовила краевед с.Кротовка Л.Н. КРАСНОВА, фото http://nnm.ru
Начало временной эксплуатации дороги на её отдельных участках, окончание строительства железнодорожных станций, а при них посёлков, населённых железнодорожниками и членами их семей, положило начало создания системы медицинского обеспечения на железнодорожном транспорте.
В 1886 году в Самаре было учреждено Управление по постройке новой Самаро-Уфимской железной дороги от станции Кинель до станции Уфа. Опыт строительства предыдущих участков дороги был перенят полностью. И на протяжении 452 вёрст строительной трассы было развёрнуто 19 временных приёмных покоев и больниц. Были заключены договора с местными лечебными заведениями (Тимашевская, Кинель-Черкасская больница). С наступлением зимы, когда сворачивались земляные работы, сворачивались и медицинские пункты. Высвобождающиеся медработники направлялись в места, где работы продолжались (строительство мостов, станций).
По отчёту Тимашевского участка, на Кротовском участке работало 963 человека. Заносу всевозможных заболеваний способствовали не неурожайные 1873, 1880, 1889, 1891, 1898 годы, а отсутствие медицинского контроля при приёме на работу. Наблюдались эпидемии тифа и цинги. Первое место по распространению занимали эпидзаболевания, воспаление подкожной клетчатки и травмы.
Строительство Самаро-Уфимской железной дороги закончилось в 1888 году. В это время и были переданы штаты приёмным покоям на станциях: Кинель, Кротовка, Похвистнево, Бугуруслан, Абдулино.
На дороге было организовано 9 медицинских участков, каждый протяжённостью от 115 до 180 вёрст. Медицинский участок делился на два фельдшерских околотка. На каждом участке имелась одна акушерка. В пределах Самарской губернии располагались 6 врачебных участков, которыми руководили врачи М.И.Сторожевский (Батраки), С.Ф.Благовидов (Самара), А.М.Зотов (Похвистнево), Х.Б.Иоффе (Кинель). Приёмные покои располагались на тех станциях, где проживали врачи (акушерки) или фельдшеры. Некоторые имели по 2-3 кровати для временной госпитализации больных. Приёмные покои на станциях Батраки, Обшаровка, Самара, Похвистнево и Абдулино были расположены в специально выстроенных зданиях и имели ожидальню, перевязочную, аптеку, кабинет для приёма больных и сторожевую. На станциях Безенчук, Кинель, Кротовка приёмные покои располагались в жилых домах и имели более скромный набор помещений, но обязательно - аптеку и кабинет фельдшера.
В специфических условиях жизни и работы железнодорожников и членов их семей, особенно на линейных станциях, была разработана методика по оказанию помощи больным до приезда медработника и доставлению больного в приёмный покой. На каждой станции или разъезде у начальника имелся ящик с медикаментами (аптечка), двое носилок и инструкция, как ими пользоваться. Медикаменты больные получали бесплатно. Заболеваемость работников железной дороги была высокой. Бичом стала малярия. Высока была соматическая заболеваемость и травматизм.
В 1890 году на железную дорогу стали принимать женщин, что послужило началом принятия первого врача-женщины для осмотра женского персонала дороги. Постепенно стала расширяться специализированная медицинская помощь. Был организован приём врачом-окулистом Л.Л.Клыковым, дача которого находилась на станции Кротовка. В 1945 году свой дом Клыков подарил детям железнодорожникам, для детских яслей.